25.12.2023

История рядом: Радонеж

В 12 км от города Сергиев Посад и в 47 км от поселка Дубровский лес, где располагаются земельные участки по Ярославскому направлению, находится Радонеж - древнейшее поселение Сергиев-Посадского района Подмосковья.

От деревянной крепости до княжеского городка

Предположительно Радонеж был основан новгородским князем Радонегом в Хꓲ веке на пересечении дороги с рекой Пажа. На холме над излучиной реки была выстроена крепость, которая была названа в честь ее основателя.

В конце Хꓲꓲꓲ века, с начала завоевания Руси татаро-монголами, в Радонеже обосновались сборщики налогов для хана – баскаки. Ханские наместники не стали разорять поселение и даже по соседству создали языческое капище, поставив там своих каменных идолов. Позже в Радонеже появляется двор для княжеского управляющего и выстраивается деревянная церковь Рождества Христова.

С ХꓲV века Радонеж вошел в состав Московского княжества, которым правил Иван Калита (калита- старинное название денежной сумки). После смерти Калиты село переходит к его младшему сыну князю Серпуховско-Боровскому Андрею Ивановичу, а в 1374 году к внуку Ивана Калиты - князю Владимиру Андреевичу Храброму.

В 1410 году Радонеж становится центром самостоятельного Радонежского княжества во главе с правнуком Ивана Калиты – Андреем Владимировичем. Именно при нем поселение стало называться Городком Радонежским и превратилось в хорошо защищенную от неприятеля крепость: были насыпаны трехметровые земляные валы, сохранившиеся до наших дней, построен деревянный кремль, обнесенный высоким частоколом, в местах, где река не закрывала подступы к стенам, вырыли рвы. В 1426 году, после смерти Князя Андрея, который не оставил наследников, Радонежское княжество перестает существовать и Городок вновь вошел в состав Московского княжества.

В начале ХVꓲꓲ века, в смутные времена русской истории, Радонеж был полностью сожжен польско-литовскими войсками и уже более как город не существовал.

Первый русский царь из рода Романовых Михаил Федорович передал Городок Радонежский Троице-Сергиевому монастырю и с 1617 по 1764 годы поселение становится владельческим селом, вплоть до момента секуляризации.

В 1836-1842 годах в месте, где раньше была деревянная церковь Рождества Христова, на средства прихожан по проекту А.Г. Григорьева строится каменная Преображенская церковь с пределом преподобного Сергия Радонежского, впоследствии признанная одним из лучших образцов стиля ампир. Двенадцать лет спустя храм обнесли металлической оградой с четырьмя угловыми башенками.

В советское время церковь была закрыта, на месте дома священнослужителя построили свиноферму, а здание храма превратили в зернохранилище. В 1960-х годах Преображенскую церковь отремонтировали и там был организована экспозиция, посвященная истории Радонежа.

Игумен Земли Русской

История Радонежа неразрывно связана с именем Сергия Радонежского, который провел здесь почти девять лет своей жизни.

Будущий преподобный появился на свет 3 мая 1314 года в Ростовском княжестве в селе Варницы, где при рождении его нарекли Варфоломеем. Родители мальчика, Кирилл и Мария Иванчины, владели имением на берегу реки Ишни в 3 км от Ростова. Кирилл был из знатного рода бояр, чистокровным русским, а его жена Мария простолюдинка от смешанных браков, предположительно с чингизидами – прямых потомков Чингисхана.

Писания гласят, что Варфоломей, находясь в утробе матери, трижды громко прокричал, когда Мария молилась в церкви. С малых лет мальчик удивлял соблюдением традиций поста: в среду и пятницу он строго обходился без еды, а в дни, когда мать употребляла в пищу мясо, отказывался от груди.

Помимо Варфоломея в семье еще были два брата – Степан и Петр. Вся семья, несмотря на происхождение, трудилась не покладая рук как обычные сельские жители.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали на учебу местному дьячку. Каково же было разочарование родителей, когда выяснилось, что Варфоломей был совершенно не в ладах с грамотой, даже самые элементарные азы просвещения давались ему с огромным трудом. В чем была проблема, не известно: то ли учитель были неважный, то ли желание никак не приходило, но в один прекрасный день все кардинально изменилась.  Однажды летом, точный год не известен (ориентировочно в промежуток с 1325 по 1327 годы), отец послал Варфоломея за лошадьми, где тот встретил старого инока, совершавшего молитву стоя под дубом. Мальчик, как загипнотизированный, приблизился к священнику и терпеливо ждал ее окончания. Закончив обращение к Богу, инок поинтересовался у Варфоломея, что тот желает. «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту» - был ответ отрока. Старец поцеловал мальчика, благословил его и вознес молитву к Богу. После этого он протянул Варфоломею кусочек просфоры (от греческого – приношение; хлеб, используемый в богослужении) и заверил, что отныне снизойдёт к нему благодать божья для познания Святого писания и превзойдет он своих братьев и сверстников в познании грамоты.

Варфоломей пригласил инока к себе в дом. Родители подали на стол угощения, но старик попросил прежде помолиться и взял Варфоломея с собой. В часовне инок протянул мальчику псалтирь и попросил прочитать молитвы, на что Варфоломей сказал, что не знает грамоту. Старец настоял на своем и когда Варфоломей открыл книгу, случилось чудо: прежде непонятные буквы и крючки на бумаге превратились для мальчика в слова и предложения, и он бойко без запинки прочитал предложенный текст.

Родители были без ума от счастья, а на прощание священник им сказал:

— Ваш отрок создаст обитель Святой Троицы и многих приведет вслед за собою к уразумению Божественных заповедей.

Так оно в итоге и случилось, ведь встретившийся Варфоломею старец был никто иной как ангел в образе инока, посланный Богом для духовного рождения величайшего подвижника земли Русской- преподобного Сергия Радонежского.

В двенадцать лет Варфоломей попросил разрешения родителей стать монахом, те не возражали, но с одним условием: только после их смерти.

В 1328 году из-за разорения имения и голода, Кирилл с женой и детьми был вынужден покинуть Ростовское княжество и переселиться в Радонеж по приглашению своего родственника, московского тысяцкого, боярина Протасия Федоровича. Вместе с ними приехали еще несколько семей в надежде на лучшую жизнь.

В отличие от ростовских просторов, здесь их ждали непроходимые леса и чащи. Переселенцы взялись за топоры, им приходилось отвоевывать у леса площадки под свои жилища, срубать вековые сосны и выкорчевывать огромные пни, а затем с помощью плуга обрабатывать непаханые земли и заниматься выращиванием различных культур. В эти годы Варфоломей многому научился делать своими руками, что потом очень сильно пригодилось в жизни, когда он в монашеском обличии возводил церкви, избы и монастырские ограждения.

Свой новый дом семья Кирилла обосновала подле церкви Рождества Христова.

Варфоломей всей душой полюбил здешние леса, где можно было уединиться и в тишине обрести истинный покой.

В 1330-х годах Кирилл и Мария, а также старший сын Степан, у которого скоропостижно умерла жена, приняли схиму и стали монахами, переселившись в Покровский Хотьков монастырь, что в 3 км от Радонежа. Родители умерли в 1337 году уже будучи больными и немощными, благословив Варфоломея на иноческий постриг.

После их смерти Варфоломей покинул Радонеж, оставив свое наследство младшему брату Петру и направился к старшему брату в Хотьково в Покровский монастырь. Людная и суетливая монастырская жизнь была юноше не по душе, ему хотелось бежать от мира, его манили леса, где в тишине он мог бы молиться за мир, за всех несчастных и страдающих людей.

 Вместе со Степаном, принявшим еще раньше постриг и нареченным именем Стефан, они покинули Покровский монастырь и отправились в путь в качестве монахов-отшельников на поиски новой обители.

После недолгого странствия они оказались на горе Маковец, рядом с рекой Кончурой. Эта возвышенность была хорошо известна и почитаема жителями окрестных поселений задолго до их пришествия. Там, по мнению исследователей, происходили необычайные физические и психологические феномены, вызывающие у людей различного рода видения и божественные явления. Сегодня такие места называют аномальными или местами силы.

В «Житие Преподобного Сергия Радонежского» есть строки про гору Маковец: «Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди - одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание…».

И оно дождалось своего часа. Сергий и Стефан построили здесь келью и небольшую церковь, позже освященную в честь Святой Троицы.

Вскоре уединенность и затворничество стали не по душе Стефану. Он покинул брата и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где стал монахом. Оставшись в одиночестве, Варфоломей продолжал усердно молиться, с честью преодолевая все тягости и невзгоды отшельнической жизни. При появлении диких зверей он обращался к Богу, и звери никогда не трогали юношу. По легенде зимой рядом с обителью появился медведь, который был выгнан охотниками из берлоги. С ним Варфоломей делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее полностью голодному хищнику.

 Чтобы дать обет отречения от мира, он призвал в обитель игумена по имени Митрофан, который принял от него монашеский постриг 7 октября 1337 года, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакхи, и по церковной традиции получил духовное имя одного из них – Сергия.

Постепенно молва о праведном отшельнике пошла в люди, к Сергию стали приходить иноки, мечтавшие о спасении своих душ и стремящиеся к идеалу святости.  Они соорудили новые кельи для проживания братьев (поначалу их было 12 человек), поставили вокруг обители частокол для защиты от непрошенных гостей и зверей.

К началу 1340-х годов число учеников значительно возросло и обитель приняла очертания монастыря, где Сергий стал вторым настоятелем (первым был Митрофан). Несмотря на трудности и лишения, церковная братия не принимала подаяний, а существовала исключительно за счет плодов своего тяжкого труда. После смерти Митрофана братья потребовали от Сергия стать их игуменом, но он не хотел иметь никаких духовных почестей, и согласился лишь тогда, когда монахи пригрозили уйти из обители. Ему тогда было всего 30 лет, но несмотря на молодость, по своей нравственной высоте и духовному опыту, Сергий уже был старцем.

Глубокое знание христианских канонов, трудолюбие и усердие Сергия вызывали всеобщее уважение среди людей. В 1354 году епископом Владимиро-Волынским Афанасием, проживавшим в то время в Переяславле-Залесском, Сергий был рукоположен в пресвитеры, что соответствовало второй степени священства в христианстве.

Молва о справедливости и праведности Сергия переходила из уст в уста: со своими проблемами и за советами в монастырь обращались многие, начиная от крестьян и заканчивая князьями и знатными людьми. По соседству с обителью строились жилища и монастырь стал центром богатого поселения. Слава и почет дошли даже до Константинополя: патриарх Филофей одарил Сергия особым крестом, параманом, схимой и передал грамоту с хвалой за добродетельное житие и советом установить в обители строгие правила общинножития с признанием монастырской собственности общей. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий благословил Сергия на эти начинания, которые были приняты во многих русских монастырях. В 1378 году, перед своей смертью, Алексий просил Сергия стать его преемником, но тот категорически отказался, сказав, что не достоин.

В 1380 году в Троицком монастыре Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на бой с войском Мамая со словами: «Победишь врагов своих!». Победа княжеских дружин на Куликовском поле заложила основы для обретения независимости русских земель от многолетнего татаро-монгольского ига.

Это событие позже легло в основу христианского обычая богомольных походов по патриаршему тракту к святым мощам преподобного Сергия для прошения у бога удачи в благостных намерениях.

В 1389 году Сергий скрепил духовное завещание князя Дмитрия Донского на новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну, который стал законом для всех последующих правителей на Руси.

Не стало преподобного Сергия 25 сентября 1392 года. И хотя он завещал похоронить себя на монастырском кладбище, его ослушались и, с благословления Митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Сергий был погребен в основанной им Троицкой церкви.

Сергий стоял у истоков создания десяти монастырей, среди которых Свято-Троицкий в Сергиевом Посаде и Рязани, Ферапонтов, Благовещенский Киржачский, Богоявленский Старо-Голутвин. Последователями старца основано еще 40 обителей на Руси. За годы его жизни ученики преподобного становились свидетелями удивительных исцелений (воскрешение замерзшего мальчика), духовных общений на расстоянии (со Стефаном Пермским) и многих других чудотворных деяний Сергия.

Через тридцать лет после смерти были обретены его нетленные мощи и одежды, а в 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован, став одним из самых почитаемых святых, которого по праву называли «игуменом Земли Русской».

Кража во имя спасения

Интересный факт из истории связан с мощами Сергия. В годы Советской власти началась компания «по развенчанию культа нетленных мощей». В 1919 году нависла реальная угроза потери святынь, к которым преклоняли колено не одно поколение верующих людей, и в первую очередь речь шла о потере нетленных мощей преподобного Сергия Радонежского. И тогда настоящие патриоты решили спасти достояние всего русского народа и выкрасть из Троицкой церкви мощи старца. Один из них - священник Троицкого монастыря, известный богослов, философ и поэт Павел Александрович Флоренский, служивший в свое время в церкви села Благовещенье.

Другим отважным гражданином был глава комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой лавре, искусствовед Юрий Александрович Олсуфьев.

Под покровом ночи они пробрались в храм и вскрыли раку преподобного. Скелет Сергия практически невозможно было отделить от основания раки и тогда с помощью ножа удалось отсоединить голову старца вместе с шейным позвонком (впоследствии это сыграло огромную роль в идентификации останков). Вместо головы Сергия положили череп, который взяли из подклети церкви в одной из родовых усыпальниц Трубецких (возможно это были останки князя Трубецкого, одного из героев Смутного времени, владельца усадьбы в селе Алексеевское).

До 1928 года мощи преподобного хранили в специально сделанном для этой цели дубовом ларе сначала в доме искусствоведа, а затем ящик закопали в его саду, когда нависла угроза ареста Олсуфьева. Олсуфьев уехал в Нижний Новгород и посвятил в свою тайну священника Павла Голубцова, будущего епископа Новгородской епархии. В 1933 году был арестован, а в 1937 году расстрелян Павел Флоренский. Спустя год не избежал той же участи и Олсуфьев.

Голубцов достал ларец из тайника и стал его хранителем, а перед войной он передал его своему духовному настоятелю схиархимандриту Илариону в Храм Владимирской иконы Божией Матери подмосковном селе Виноградово.

Великая Отечественная война изменила отношение советской власти к церкви, когда стала очевидной огромная роль религии для сплочения народа в борьбе с врагом. Сразу после ее окончания стали открываться уцелевшие храмы, началось обучение студентов в семинариях. В 1946 году возродилась и Троице-Сергиева Лавра, в которой 21 апреля прошло первое после длительного перерыва богослужение.

Вернувшись с фронта, Голубцов передал мощи Екатерине Васильчиковой, падчерице Олсуфьева, прожившей в Загорске. Та, в свою очередь, обратилась к патриарху Алексию ꓲ, рассказав ему эту детективную историю, и глава Русской церкви благословил воссоединить мощи Сергия. Передача мощей была тайною, а честь воссоединения головы преподобного с остальными мощами была доверена схиархимандриту Илариону.

Современная история Радонежа

В 1988 году в поселении на месте древнего детинца был установлен памятник преподобному Сергию работы скульптора В.М. Клыкова (он же автор памятника Г.К. Жукову напротив Исторического музея в Москве). Трехметровая композиция с изображением отрока Варфоломея на фоне старца символизирует судьбоносную встречу юноши с посланником Бога.

В 1989 году было утверждено нынешнее название поселения – Радонеж, а в 1990-х годах Преображенский храм передали Русской православной церкви, который стал подворьем Троице-Сергиевой лавры.

В 2013 году из греческого города Салоники в разобранном виде привезли часовню византийской архитектуры, которую установили рядом с храмом. Этот дар всем верующим людям преподнесли благотворители – братья Кудашкины, оплатившие все расходы по ее приобретению и монтажу. Внутри часовни находится фреска блаженной Матроны, а также крест, стоявший на ее могиле на Даниловском кладбище в Москве.

В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, была облагорожена территория вокруг холма, на котором стоит храм. Рядом со святым источником, над которым возвышается часовня и три поклонные иконы с изображением Сергия и его родителей, сделали погружную купель, установили обливную купальню в виде водяной мельницы, смонтировали деревянные настилы для переходов над рекой Пажа.

В 2022 году Русская Церковь отмечала 600-летие обретения мощей Сергия Радонежского. В честь этого события с июня по октябрь 2022 года ковчег с частицей мощей преподобного старца провезли по пятидесяти семи городам России.

Радонеж по праву считается нравственной святыней русского народа, где были заложены основы мировоззрения одного из самых влиятельных и уважаемых людей, живших когда-либо на Руси. Земельные участки по Ярославскому направлению в дачном поселке Дубровский лес находятся всего в часе езды на машине от этого памятного места и обращают к себе взоры не только любителей тишины и экологии, но и ценителей героической истории государства российского.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас