01.04.2023

История рядом: Патриарший тракт

Считается, что древний богомольный путь, который берет свое начало от Московского Кремля и ведет к Троице-Сергиевому монастырю, был проложен Великим князем Владимирским и Московским Дмитрием Ивановичем (Донским).

Благословление преподобного Сергия Радонежского

В 1380 году татаро-монгольские войска под предводительством темника Мамая выступили в поход против русских княжеств для их принуждения в уплате огромной дани. Несмотря на нависающую военную угрозу (орды кочевников подошли к Дону), Дмитрий Иванович проявил твердость и ответил отказом на непомерные требования ордынских послов.

Со всех концов земли русской к Москве собирались ратники, чтобы дать отпор завоевателям.

Перед выходом к месту сражения Дмитрий Иванович вместе со своей дружиной и окрестными князьями выехал из Москвы в сторону обители Живоначальной Троицы для встречи с преподобным Сергием Радонежским.

Великий князь очень уважал и почитал старца, который являлся крестным отцом его детей, и не раз прислушивался к мудрым советам чудотворца. После совершения литургии князь встал перед Сергием на колени и получил от него благословление на битву. На прощание преподобный игумен чуть слышно шепнул князю:

- Победишь врагов своих!

Сражение между дружинами под предводительством Дмитрия Донского и войском татаро-монгол, состоявшееся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, закончилось величайшей победой русичей. И ходя Русь полностью освободилась от власти орды только 60 лет спустя после сражения на реке Угре, итог куликовской битвы послужил толчком к объединению русских земель и их освобождению от золотоордынского ига. В битве принимали участие иноки Троице-Сергиевого монастыря, бывшие опытные воины, Андрей Ослябя и Александр Пересвет, схватка которого с татарским богатырем Челубеем легла в основу известной картины советского художника М.И. Авилова.

С тех пор событие, предшествующее этой победе, а именно поездка Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому накануне сражения, стало христианским обычаем походов людей к священным местам для поклонения мощам святых и чудотворным иконам с целью попросить о здоровье, замолить грехи, вымолить удачное совершение дел или другие благостные намерения.

Пешком хорошо, а на карете лучше

Как известно, преподобный Сергий Радонежский передвигался только пешком. И в память о великом старце многие богомольцы выбирали именно этот способ достичь Троицкую обитель, проходя трудный путь длиною в 70 км от центра Москвы за несколько дней.

Со временем дорога стала обустраиваться, на ее пути как путеводные ориентиры возникли храмы и постоялые дворы для ночлегов. Но не только простолюдины и обездоленные нищие совершали паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Знатные, могущественные люди и цари считали своим долгом преклониться перед мощами Сергия Радонежского, преодолев исторический путь, по которому некогда прошел Дмитрий Донской. Наиболее значимые государевы дела решались только после посещения монастыря и молитвенного обращения к православным святым.

Иоанн Грозный в период своего правления не раз отправлялся в Троице-Сергиев монастырь пешком чтобы искупить свои немалые грехи. Сопровождающие его бояре независимо от положения и возраста не могли себе позволить другого способа передвижения и следовали примеру государя.

Но этот пример является скорее исключением, чем правилом. Царские особы обычно передвигались в каретах с пышной торжественностью в сопровождении многочисленной свиты. Путешествие готовилось заблаговременно, приводились в порядок мосты и дороги, в монастырь отправлялись гонцы с предупреждением о поездке, чтобы встреча знатной особы прошла без изъянов.  Движение кортежа занимало несколько дней с остановками для кратковременного отдыха и приема пищи (как называемые «слазки»). Для продолжительного отдыха на пути следования были построены четыре деревянных путевых дворца, и один каменный, сохранившийся до настоящего времени, находящийся на территории монастыря (царские чертоги).

Ритуал богомольного шествия в Троице-Сергиев монастырь был сформирован при первом царе из рода Романовых Михаиле Федоровиче (годы царствования 1613-1645). Шествие возглавляли пешие стрельцы (позднее вместо них использовались кавалеристы), за ними следовала карета с государем в окружении вооруженной конницы, далее карета с царицей и членами царской семьи, следом кареты с родовитыми и знатными боярами, князьями и другими особами по мере убывания знатности, после этого шли обозы с прислугой, утварью, едой и замыкал шествие военизированный отряд, который не позволял простым людям пристраиваться к кавалькаде.

Алексей Михайлович (годы царствования 1645-1676), второй царь из рода Романовых, был очень религиозен и дважды в год, в Великий пост по весне и ко дню памяти Сергия Радонежского по осени, совершал богомольные походы в Троицкий храм. Перед выездом из столицы государь совершал молебен в Успенском соборе кремля, затем переходил в Архангельский собор для поклонения мощам своих предков и уже после этого, верхом на коне или сидя в карете, выезжал из Никольских ворот в препровождении знатных бояр и толпой слуг. Супруга Алексея Михайловича, Наталья Кирилловна Нарышкина, обычно выезжала из других ворот в окружении сотни скороходов (придворных служителей для пешего сопровождения членов императорского дома). Кортежи августейших особ соединялись вместе, образуя царский поезд, и неторопливо двигались по Москве в сторону Крестовской заставы (сегодня – это площадь Рижского вокзала). Вместе с родителями отправлялись и их дети, среди которых был будущий российский император Петр ꓲ. Вдоль дороги, по пути следования торжественного поезда, царскую чету приветствовали крестьяне и прочий люд, которые подносили знати различные дары в виде меда, орехов, ягод, пирогов, блинов и прочих яств. Подарки бережно складывалось на специальные поборные телеги, которые были в составе поезда. Царь не оставался в долгу. Из своей казны от раздавал людям деньги, а священников из попутных церквей одаривал проезжей милостыней на молебны. Не доезжая до священной обители трех-четырех верст, царь обычно спешивался и так продолжал движение до конца пути. По приезду в монастырь Алексей Михайлович посещал святые места и неустанно молился, а позже для монашеской братии накрывали праздничный стол. Далее следовал обмен подарками: государь раздавал священнослужителям деньги, а те преподносили паломникам монашеские угощения. Проводы царя были не менее пышные, чем его прибытие: игумен и его свита провожали Алексея Михайловича с почестями, долго следуя за царским поездом за пределами обители.

Великая императрица Екатерина ꓲꓲ (годы правления 1762-1796), будучи урожденной в Пруссии, свято чтила русские обычаи и также совершала походы в Троицкую обитель. Царица шла пешком в сопровождении большой группы придворных дам, фрейлин, обслуги и охраны. Проходя по деревням и селам, крестьяне расстилали перед ее ногами холсты, а она в ответ одаривала сельчан серебром. Следом за Екатериной ꓲꓲ следовали кареты и обозы. Императрица проходила по 10-15 верст в сутки, но оставаться на ночь в путевых дворцах категорически отказывалась. Отдыхать она уезжала в карете в Московский кремль, а затем, на следующий день, возвращалась к месту своей остановки, чтобы продолжить движение пешком с сторону обители. На следующий день история повторялась: движение пешком к монастырю и возврат в Москву в карете для отдыха. И так, с божьей помощью, идя пешком и возвращаясь на отдых в кремль, шаг за шагом, императрица прошла трудный путь до Свято-Троицкого монастыря, где ее встретил колокольный звон и 101 раз прогремели залпы из пушек. Екатерина ꓲꓲ провела в обители несколько дней в богослужении, при выезде домой оставила для благих нужд пожертвование в сумме 6 тысяч рублей, а настоятелю монастыря в знак Высочайшего благоволения подарила золотые часы с бриллиантами.

Это единственное сохранившееся письменное описание одного из походов Екатерины ꓲꓲ, совершенного в мае 1775 года. Хотя доподлинно известно, что и Елизавета Петровна (годы царствования 1741-1761), и Екатерина ꓲꓲ не раз проделывали пешие богомольные пути в Троицкий монастырь.

Стучат колеса, наш поезд мчится вдаль…

В 1862 году было открыто железнодорожное сообщение из Москвы до Сергиев Посада, что существенно сократило время в пути для паломников, предпочитающих путешествовать в комфорте.  К тому времени путевые дворцы по дороге в Лавру пришли в негодность и за ненадобностью их разобрали, а пешие и конные походы ушли в прошлое.

Поезда следовали с Ярославского вокзала до станции «Сергиево» чуть больше двух часов. Среди акционеров железной дороги были Иван Федорович Мамонтов, будущий император Александр ꓲꓲꓲ, а также великие князья царской семьи.

Взошедший на русский престол император Николай ꓲꓲ (годы правления 1894-1917), как и его предок Алексей Михайлович, был очень религиозен и часто посещал Свято-Троицкий монастырь. Отчасти это объясняется болезнью его единственного сына, наследника престола Алексея, которому в раннем детстве поставили страшный диагноз гемофилия (нарушение свертываемости крови). Царь постоянно молился за его здоровье и Лавра была одним из таких мест.

В 1903 году специально для императора было построено пять поездов для поездок за границу и внутри страны, в том числе и в Сергиев Посад. Передвижение Николая ꓲꓲ по железной дороге в целях безопасности было строго засекречено. В 1905 году создали точную копию царского поезда, который следовал чуть раньше поезда, в котором находится император. В нем размещали вооруженную охрану свыше 300 человек, а в последнем вагоне перевозился автомобиль Николая ꓲꓲ.

К приезду императора вокзал Сергиев Посада застилали дорогими коврами, а путь до Лавры украшали национальными флагами. Последний раз Николай ꓲꓲ посетил святую обитель в 1914 году.

Маршрут богомольного пути

Если обратиться к истории, то стезя из Москвы до Свято-Троицкого монастыря именовалась по-разному - Патриарший тракт, Троицкая, Северная дорога. А движение в Троицкую обитель начиналось от Никольской башни Московского Кремля по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и далее, минуя Крестовскую заставу, путники выходили на Ярославскую дорогу. На ней, в селе Алексеевском, был построен первый путевой дворец. После отдыха процессия двигалась через Ростокино к селу Тайнинское, расположенное на правом берегу Яузы. Здесь знатных паломников ожидал второй путевой дворец. После Тайнинского путь лежал через Тарасовку и Пушкино к третьему путевому дворцу, расположенному в селе Братовщина. Следующими населенными пунктами на пути к Троицкой обители были деревня Кощейково, села Талицы, Рахманово и Софрино, а за ними четвертая царская остановка – путевой дворец в селе Воздвиженское. Последний отрезок пути шел через Радонеж и Хотьково в Сергиев Посад. На территории монастыря находится последний сохранившийся путевой дворец, построенный в конце ХVꓲꓲ века, где проживали цари и знать во время пребывания в Лавре, так называемые царские чертоги. В настоящее время здесь размещается Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии.

Каждый из населенных пунктов на богомольном пути имеет свою интересную историю и о некоторых из них мы подробно изложим в последующих публикациях.

Заключение

Сегодня по большей части исторической дороги проходит скоростное Ярославское шоссе, позволяющее при благоприятном раскладе добраться на легковом автомобиле из Москвы до Лавры за 40 минут. Еще около часа пути – и Вы попадаете в дачный поселок Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению в окружении хвойного леса. Приятно на душе когда знаешь, что поездка на дачу проходит по тому же богодвижимому пути, по которому веками шли на поклон к мощам великих русских святых князь Дмитрий Донской, цари, императрицы и простые верующие люди.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас