В 94 км от поселка Дубровский лес, где располагаются земельные участки по Ярославскому шоссе, находилось село Алексеевское, внесшее немалую лепту в историю российского государства.
От помещика Свибло для князя Трубецкого
Первые упоминания о сельце относятся к 1407 году, в ту пору согласно духовной грамоте великого князя Василия ꓲ оно именовалось «Олексеевское». Во второй половине XV века его владельцем стал помещик Федор Андреевич Свибло (в память от нем назван район на северо-востоке Москвы), которого поочередно сменили духовник князя Дмитрия Донского по прозвищу Буило и дьяк Андрей Ярлык, служивший у митрополита Ионы. В конце XV века поселение становится вотчиной Чудова монастыря, а в XVꓲ веке его новым хозяином, согласно писцовой книге 1573 года, стал Захарий Васильевич Копытов. С тех пор в исторических документах сельцо называли Копытово-Алексеевское, а протекающую поблизости речку именовали Копытовкой (название реки сохранилось до наших дней и она течет в подземном коллекторе).
В 1621 году сельцо было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за огромный вклад в сохранении государственной независимости русских земель в Смутное время. Он был одним из лидеров Первого народного ополчения, главой Земского правительства до момента прихода к власти Михаила Федоровича Романова и получил почетный титул «Спасителя отечества». В 1625 году Трубецкого посылают в качестве воеводы на государеву службу в Тобольск, где он скоропостижно скончался. Его тело перевозится в Троице-Сергиев монастырь и с почестями захоранивается в подклети Троицкого собора.
Вдова князя Трубецкого Анна Васильевна в 1646-1648 годах выстраивает в Копытово одноглавую каменную церковь, которую называют в честь царя Алексея Михайловича Романова - «во имя Алексея – божьего человека». С тех пор поселение стало называться село Алексеевское.
Семья Трубецких была бездетна, поэтому после смерти Анны Васильевны в 1662 году село Алексеевское перешло в дворцовое ведомство как выморочное имущество, став государственной вотчиной.
Расцвет села Алексеевское
Государь Алексей Михайлович был набожным человеком, который регулярно совершал богомольные походы из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Патриарший тракт, по которому двигалась царская кавалькада в Троицкую обитель, проходил мимо села Алексеевское.
В 1673 году, в очередной раз проезжая мимо села, царь принимает решение построить в нем путевой дворец для отдыха во время богомольных походов.
Алексей Михайлович распорядился возвести его к ближайшему «государеву пришествию», которое намечалось в октябре того же года. За дело взялись более двухсот стрельцов, которым в помощь придали около четырёхсот вольнонаемных рабочих и к положенному сроку дворец стоял готовым.
Деревянный дворец представлял из себя так называемую «двойню». Он состоял из двух клетей (срубов), соединенных между собой переходом. Каждая клеть, покрытая своей крышей, служила приютом для одного из членов царской семьи и была разделена на переднюю и жилую комнату. К сожалению, рисунки дворца до нашего времени не сохранились, но известно, что постройка государю очень понравилась. Он издал указ, согласно которому стрельцов и рабочих, принявших участие в создании дворца, требовалось «напоить и накормить, да им же в приказ дать по кружке вина».
Село сместили ближе к тракту, а огороды и окрестные поля были отданы под хозяйские постройки. На почтенном удалении от царских хоромов поставили домики для свиты и прислуги, разместили хлебный, сытный и кормовой дворы, солодовый завод, погреба, на речке сделали запруду и там соорудили мельницу. Между дворцом и вспомогательными строениями была уложена мостовая из бревен, поверх которых набили тес.
Одновременно со строительством дворца, рядом с существующей церковью «во имя Алексея – божьего человека», начали возводить каменный пятиглавый храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1676 году умирает царь Алексей Михайлович и на российский престол взошел его старший сын Федор Алексеевич.
Храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери был достроен и освещен уже при нем в 1680 году. Он представлял собою лучший образец московского барокко, украшенный пятиглавой вершиной, пирамидой кокошников и декоративной резьбой из белокаменного кирпича. Храм стоял в двух саженях от старой церкви и имел переход в путевой дворец. И все это производило впечатление единого величественного комплекса.
При освещении храма Федор Алексеевич преподнёс в дар священнослужителям список (копию) византийского письма с Тихвинской иконы Божией Матери.
Из Византии на Ладогу
Здесь требуется очень важное отступление для понимания того, что заначит для верующего христианина икона Тихвинской Божией Матери.
Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери» икона была написана евангелистом Лукой, одним из 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа, который еще при земной жизни Спасителя был послан на первую проповедь о Царствии Небесном. Образ был списан с живой Девы Марии и был передан с дар Феофилу, правителю Антиохии (в настоящее время это турецкий город Антакья). В V веке икона оказалась в Константинополе и была помещена в знаменитую Влахернскую церковь, ставшую центром иконопочитания, где хранились многие православные реликвии. В XꓲV веке икона неожиданным образом оттуда исчезает.
В 1383 году новгородские рыбаки, занимающиеся промыслом на Ладожском озере, увидели необычное явление, как будто бы над водной гладью, в окружении яркого сияния, парила икона с изображением святой Богородицы с младенцем на руках. После этого икона еще шесть раз была замечена в разных местах, пока не оказалась на берегу реки Тихвинки. В том же году, на месте ее последнего пребывания, была построена деревянная церковь Успения Богородицы, куда и поместили икону. В церкви три раза был пожар, но икона каждый раз оставалась невредимой. Весть об обретении чудесной иконы, которая имела очень древний вид, облетела русские княжества.
В 1388 году новгородские купцы, будучи в Константинополе, рассказали византийскому правителю эту необычайную историю. И тогда, сопоставив факт о пропаже иконы из Влахернской церкви, была установлена прямая связь между исчезнувшей из Константинополя и возникшей на реке Тихвинке иконой пресвятой Богородицы. Икона, с божьей помощью перенеслась из Византии на Русь, сохранив себя для православных верующих, ведь спустя 70 лет после этого события, Константинополь пал под натиском Османской империи и навсегда сменил христианскую веру на ислам.
Обретенная икона Божией матери стала одним из главным символов русского государства. В 1507-1515 годах, по указу великого князя Василия ꓲꓲꓲ, вместо деревянного строится каменный Успенский собор и с тех пор находящаяся в нем икона стала именоваться Тихвинской иконой Божией матери. В 1560 году по велению Иоана Грозного вокруг собора был образован Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Икона совершала чудеса и исцеления, она оберегла монастырь от осады шведский войск в 1613-1615 годах.
В годы советской власти монастырь прекратил свою деятельности, а в 1920 -х годах икону передали на хранение в местный в краеведческий музей.
В 1942 году Тихвинская икона была захвачена немцами и отвезена в Псков, в 1944 году ее перевозят в Ригу, далее в Чехию, а затем она оказывается в Германии, в зоне оккупации американских войск. В 1950 году икона очутилась в Чикаго в Свято-Троицком соборе и по завещанию его настоятеля рижского архиепископа Иоанна должна быть возвращена в Тихвинский Успенский монастырь после возобновления им церковной миссии.
В 1995 году Тихвинский монастырь был восстановлен и заново освящен. Торжественное возвращение святыни состоялось в 2004 году. Сначала икону доставили в Ригу, провозя по улицам города ее приветствовали 250 тысяч человек. По прибытию в столицу России к ней на поклон пришли 500 тысяч человек. И уже после этого святыню привезли в Санкт-Петербург, а оттуда на специальном поезде в Тихвин.
Закат путевого дворца
С начала правления Федора Алексеевича путевой дворец в Алексеевском больше не поддерживался и не ремонтировался. Все последующие поездки государей в Троице-Сергиев монастырь шли без остановки до дворца в Тайнинском, а последнее пребывание царской особы в Алексеевском дворце историки датируют октябрем 1689 года, когда царь Петр ꓲ возвращался из Троицкой обители после стрелецкого бунта.
Там его приветственно встречала большая толпа народа, державшая хоругви, иконы и караваи на блюдах. А по краям дороги были раскиданы бревна в виде плах, на которых прислонившись шеями лежали провинившиеся стрельцы и рядом с ними торчали воткнутые топоры. И хотя государь не был приветлив, но не гневался и голов не рубил. Так описывает это событие Алексей Толстой в романе «Петр Первый».
В годы своего правления Петр ꓲ передал село Алексеевское во владение своему ближайшему сподвижнику светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову.
Постепенно путевой дворец приходил в негодность и накануне войны с Наполеоном в 1812 году его полностью разобрали.
От нашествия Наполеона до наших дней
Вошедшие в Москву французские войска разграбили храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, превратив главное помещение в склад, а трапезную в конюшню.
После окончания войны император Александр ꓲ выделил на восстановление храмового комплекса 18 тысяч рублей. В 1824 году церковь «во имя Алексея – божьего человека» разобрали и материал от нее использовали для возведения колокольни Тихвинского храма. В ХꓲХ веке в трапезной части храма были устроены приделы Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В 1894 году храм был дополнен приделом Алексия, человека Божьего, в память о снесенной в 1824 году одноименной церкви. В 1917 году село Алексеевское вошло в состав Москвы и в том же году к храму пристроили придел мученика Трифона.
Удивительно, что при советской власти храм не был закрыт. Однако в 1922 году из церкви экспроприировали 58 бриллиантов и 6 пудов драгоценной церковной утвари.
Интересный, но документально не подтвержденный факт из истории храма был описан историком Петром Паламарчуком. В 1941 году, во время бомбардировок Москвы фашистами, наш самолет с иконой из храма Тихвинской Божией матери, совершил своеобразный крестовый полет над столицей, призывая Спасителя к защите от страшного врага.
В 1954 году храм был отремонтирован, а спустя двадцать лет провели реставрацию его интерьера, в результате которой были вскрыты стеновые росписи, датированные первой половиной ХꓲХ века.
Села Алексеевского на карте Москвы уже нет. Но Храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, находящийся неподалеку от метро ВДНХ, соседствующий с финансовым университетом при Правительстве РФ и олицетворяющий прошлое села, достойно украшает облик старого московского района.
Храм находится на богомольном пути в Троицкую обитель по дороге в дачный поселок Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, и является святым и любимым местом не только для постоянных прихожан, но и для ценителей истории нашей великой страны.