В 34 км от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, в пригороде Сергиев Посада, находится село Благовещенье, внесшее свою лепту в историю нашей страны.
Первое упоминание села историки нашли в Жалованной грамоте великого князя Московского Ивана III, запись о нем датируется 1460 годом. В ту пору село именовалось Княже и являлось собственностью Троице-Сергиева монастыря.
Согласно грамоте князя все монастырские села, включая Княже, были освобождены от поборов и пошлин. Боярам, князям и ратным людям не разрешалось в таких селах становиться на постой и забирать подводы (телеги на конной тяге) для своих нужд.
В ХVІ веке в селе была построена Благовещенская деревянная церковь клетского типа (основой древнерусских храмов был деревянный сруб или клеть - отсюда и название типа храмов) с восьмигранным шатром, на котором возвышался купол с крестом. В кельях церкви обитали благовещенские старцы, которые питались за счет подаяний паломников, державших путь через село в Троице-Сергиев монастырь.
В 1608 году войска польско-литовских интервентов во главе с гетманом Сапегой и паном Лисовским, поддерживая стремления самозванца Лжедмитрия ІІ на царский престол, осадили Троице-Сергиев монастырь, расположив стан своих войск на Клементьевском поле. Многие жители покинули село, опасаясь расправы завоевателей, и перешли под защиту стен монастыря на долгий период осады.
Село Благовещенье располагается между истоками рек Пажи и Кончуры, которая течет по дну глубокого Благовещенского оврага. Именно эту особенность рельефа местности использовали защитники гарнизона для вылазок против польско-литовских войск. Благодаря нескольким удачным действиям обороняющихся в декабре 1608 – январе 1609 годов были разбиты заставы и укрепления интервентов, уничтожены запасы сена, а также угнана в монастырь часть скота.
Но и урон при этом был немалый. По данным историков во время активной обороны за эти два месяца наши потери составили более 300 человек убитыми и плененными. А одна из вылазок чуть не привела к падению монастыря. Противник организовал засаду, в которую попал отряд стрельцов. Польские интервенты отрезали им путь для отступления, а конница противника ворвалась в открытые ворота монастыря. И только благодаря своевременной поддержке артиллерии, отряд, потеряв свыше 40 человек убитыми, смог вернуться под защиту стен крепости, а конники неприятеля были уничтожены обороняющимися крестьянами с помощью камней и бревен.
Защитникам монастыря недоставало еды, из-за чего началась цинга. Смертность обороняющихся от голода достигала 15 человек в сутки. Помимо этого, остро ощущалась нехватка пороха для ружей и пушек. Из Москвы был организован обоз с 20 пудами пороха. Утечка информации в стан противника чуть не привела к потере груза. Шляхтичами была организована засада, но при помощи подоспевших защитников гарнизона обоз прорвался в крепость. В отместку за неудачные действия своих солдат Лисовский приказал казнить перед монастырем плененных русских воинов. В ответ на это наш воевода Долгорукий-Роща вывел на стены 60 пленных оккупантов, среди которых было большинство наемников, и велел отрубить им головы. Это послужило началом раздора между польско-литовскими войсками и наемниками, которые обвинили Лисовского в гибели товарищей.
В дальнейшем противник не раз предпринимал попытки взять штурмом крепость, был вырыт подкоп под стенами монастыря, но все усилия наших врагов оказались тщетными.
Осенью 1609 года войска под предводительством Михаила Скопина-Шуйского освободили Переславль-Залесский, Александровскую слободу и намеревались выдвинуться для снятия осады к Троице-Сергиевому монастырю. Гетман Сапега пытался остановить поход русского князя, направив часть своей армии к Александровской слободе, но в октябре 1609 года его войско было разбито на Каринском поле. Инициатива полностью перешла к русским воинам. В монастырь для помощи обороняющимся прорвались отряды воевод Давыда Жеребцова и Григория Валуева, которые окончательно похоронили усилия интервентов захватить монастырь. В январе 1610 года гетман Сапега, опасаясь приближающейся армии Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди, приказал остаткам своей армии отойти в сторону Дмитрова и осада крепости была окончательно снята.
По данным историка и литератора Александра Палицына героическая оборона Троице-Сергиева монастыря длиной пятнадцать месяцев и девять дней унесла жизни 2125 защитников крепости.
Длительная осада монастыря привела к разорению и уничтожению многих окрестных сел. Не избежало подобной участи и село Благовещенье, где размещалась часть войск польско-литовских захватчиков. Скорей всего церковь в Благовещенье была разрушена, так как писцовые книги содержат записи о том, что в 1610 году в селе была выстроена деревянная церковь с колокольчиками. При поддержке Троице-Сергиево монастыря в 1645 году Благовещенская церковь перестраивается, получая шатровое завершение.
Вторая половина 17 столетия ознаменовалась расцветом села Благовещенье, оно становится центром прихода 540 прихожан для трех деревень и двух окрестных сел, а в самом селе было около 27 дворов, в которых проживало 85 душ мужского пола.
Во второй половине 18 века произошли серьезные изменения, которые повлияли на развитие Благовещенья. В 1764 году государство изымает земли из церковных и монастырских владений в казенное ведомство, тем самым прекратив выгодное сотрудничество сельчан с Троице-Сергиевым монастырем, а в 1776 году был ликвидирован самостоятельный Благовещенский приход, который просуществовал почти четыре столетия.
В 1786 году сельчане обратились в Радонежское духовное правление с просьбой отремонтировать церковь и проводить в ней богослужения. Было получено разрешение возобновить воскресные и праздничные службы с батюшкой из Ильинского прихода, но это лишь немного замедлило ход угасания села и церкви в Благовещенье.
В 1888 году Благовещенскую церковь посетили живописец Михаил Нестеров в компании с известным меценатом Саввой Мамонтовым и сестрой художника Василия Поленова.
В 1890 году предприниматель из Москвы П.С. Каптелин, крупный поставщик воска в Сергиев-Посадскую лавру, решил вдохнуть вторую жизнь в Благовещенскую церковь, профинансировав работы по устройству кирпичного фундамента, новой железной кровли, замене полов и звонниц.
В начале 20 века в селе выстроено здание церковно-приходской школы и дом для священнослужителя.
В 1910 году великий русский ученый и богослов Павел Александрович Флоренский принял священнический сан и первым местом его службы был Благовещенский храм.
Октябрьская революция не способствовала дальнейшему развитию села Благовещенье, во второй половине двадцатых годов прошедшего столетия церковь прекратила свою деятельность, а в 1935 году в ее здании организовали избу-читальню Воронцовского сельского совета.
В годы Великой Отечественной войны Благовещенскую церковь использовали в качестве общежития летчиков, а в послевоенные годы там сезонно проживали работники подшефных колхозов во время уборки урожая.
К началу 70-х годов прошлого столетия церковь пришла в аварийное состояние, в проломы стен заходили пасущиеся неподалеку коровы.
В 1978 году в одном из печатных изданий была выложена публикация, посвящённая деревянному зодчеству Московской области, в которой была упомянут Благовещенский храм в качестве одного из самых ранних образцов деревянных церквей клетского типа. Чиновники из архитектуры тотчас заинтересовались этим строением, поставив его на учет в органы охраны памятников и внеся Благовещенскую церковь в каталог памятников архитектуры Подмосковья.
В начале 80-х годов церковь разобрали для замены сгнивших и изъеденных жучком бревен на новые из Архангельской области. Работы по восстановлению храма начались, но завершить их по причине плохого финансирования удалось лишь в 90-х годах.
И только в середине нулевых годов нынешнего столетия церковь была окончательно восстановлена и приобрела современные очертания, первое богослужение прошло 30 ноября 2007 года. Появились постоянные прихожане из числа жителей Сергиев Посада, близлежащих деревень и дач. Люди, как могли, помогали в убранстве храма, принося сюда старинные иконы.
По прошествии 15 лет после восстановления церкви ей вновь понадобился ремонт.
Сейчас вокруг нее установлены леса, идет замена сгнивших деревянных элементов, при этом служба не прекращается и проводится по выходным дням.
Потолочное перекрытие в деревянных церквях клетского типа имеет особый вид — кольцо с расходящимися балками.
Если подняться на колокольню, открывается прекрасный вид на окрестности.
Село Благовещенье располагается по пути следования из Москвы на земельные участки по Ярославскому направлению в дачном поселке Дубровский лес. Жителям и гостям поселка предоставлена прекрасная возможность оценить уникальное деревянное зодчество, бережно сохраняющееся в наши дни, и находясь в этом историческом месте вспомнить о героических событиях в истории нашей родины, которыми можно гордиться.