21.04.2023

История рядом: Белый городок

В 52 км от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, в 36 км от города Калязин, на месте впадения реки Хотча в Волгу, располагается городское поселение Белый Городок.

Крепость с белыми стенами

Первые упоминания о нем датируются XꓲV веком. В ту пору земли, на которых сегодня находится Белый Городок, были составной частью Клинского удела Тверского княжества. Правил на них всенародно любимый Великий Тверской князь Михаил Ярославович, который был женат на Анне Кашинской, впоследствии канонизированной святой в лике благоверной и похороненной в городе Кашин.

В 1318 году Михаил Ярославович был вызван в столицу золотоордынского ханства Старый Сарай, где его зверски убили, вырвав ему сердце. После этого трагического события территория Тверского княжества, согласно грамоте-завещанию Михаила Ярославовича, была поделена для между его сыновьями. Третьему сыну, Константину Михайловичу, достался город Клин с примыкающими к нему южными волостями княжества.

В 1346 году, после гибели Константина, клинский удел перешел во владение к его старшему сыну Семену, а в 1365 году земли отошли к двоюродному брату Семена Микулинскому князю Михаилу Александровичу, занимавшему в то время великокняжеский Тверской престол. Он то и за заложил в 1366 году на Хотчинской стрелке крепость для укрепления южных границ своего княжества. Назвали крепость Городок или Белгородок, предположительно из-за белого цвета ее стен.

Крепость занимала выгодное стратегическое положение, из-за чего она долгое время была причиной боевых столкновений между войсками Московского и Тверского княжеств, не раз переходя из рук в руки одной из сторон.

В годы правления великого князя Ивана ꓲꓲꓲ произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, не стали исключением и Тверские земли, вошедшие в 1485 году в состав Великого Московского княжества.

В период Смутного времени в 1612 году Белый Городок был захвачен польскими оккупантами и полностью сожжен.

В 1629 году, согласно Кашинской писцовой книге, в Белом Городке возводится деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца и населенный пункт приобретает статус села.

В конце XVꓲꓲ века Белый Городок окончательно восстанавливается после нанесенного поляками урона и становится поселком речников, занимающихся ремонтом и обслуживанием купеческих судов.

В XVꓲꓲꓲ веке Волга сильно обмелела и судоходство практически сошло на нет. Не стало работы у судоремонтников Белого Городка и, как следствие, село пришло в упадок.

Храм для чудотворной иконы

В 1810 году сельские прихожане направляют прошение архиепископу Кашинскому и Тверскому с просьбой на благословление строительства в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией матери. Причиной этого прошения послужила история жителя села Кимры купца Ивана Михайловича Собцова. Однажды он сильно захворал и во сне ему привиделось исцеление благодаря молитве перед иконой Иерусалимской Божией матери. Список образа этой иконы, который был почитаем как чудотворный, находился в собственности помещика Сысоева, проживающего в окрестностях Белого Городка. Купец попросил помещика помолиться перед его иконой и чудо случилось – Собцов выздоровел. На просьбу продать ему эту икону Сысоев ответил отказом, но предложил купцу построить в Белом Городке каменный храм, куда он готов был передать этот образ безвозмездно.

В 1812 году Тверской архиерей благословил строительство церкви в Белом Городке на месте деревянной Георгиевской церкви, подписав храмозданную грамоту, и работы начались. Закончилось строительство в 1825 году. Величественный голубой храм в стиле русского классицизма обошелся Ивану Михайловичу Собцову в 30 тысяч рублей. Икону поместили в церковь в особый киот и она стала почитаема прихожанами, приходившими помолиться ей со всей округи.

Из истории образа Иерусалимской Божией матери

Иерусалимская икона входит в число первых семидесяти изображений Богородицы, образ которой был написан с девы Марии при ее жизни евангелистом и апостолом Лукой через 15 лет после Воскресения Иисуса. В V веке образ был перемещен из Иерусалимского храма Воскресения Христова в Константинополь, в собор Божией Матери. Следующее упоминание о месте нахождения святыни датируется Xꓲꓲ веком. Икона на протяжении пяти столетий, вплоть до XVꓲ века, находилась в Софийском соборе Великого Новгорода. В период правления Ивана Грозного икона была перевезена в Успенский собор Московского Кремля, где она пребывала до войны 1812 года с Наполеоном.

Когда французы покинули осажденную Москву, икона исчезла. Считалось, что она была вывезена в Париж и хранилась в соборе Богородицы. Однако на запрос о возвращении иконы на свою родину, который был сделан уже в советское время, французские власти ответили отказом по причине отсутствия какой-либо информации о ее нахождении в своей стране. Таким образом, оригинал Иерусалимской иконы Божией матери считается утерянным, но сохранилось немало копий и списков с нее, которые были сделаны в разное время.

Красное время Белого Городка

Икона, помещенная в киоте храма Белого Городка, была одним из списков Иерусалимского образа и находилась там до 1930-х годов вплоть до закрытия церкви. По существующей легенде ее уберег от уничтожения церковный староста, унесший икону домой. Позднее икона оказалась в церкви подмосковного города Щелково, а в 1960-х годах, когда храм прекратил свою работу, образ Иерусалимской Богоматери пребывал в доме священника. После его смерти хранительницей иконы стала старая прихожанка, к которой однажды явились мошенники, представившись монахами одного из монастырей Псковской области, и забрали икону якобы для целей богослужения.  Дальнейшая судьба этого образа не известна.

В 1935 году Совнарком СССР принимает решение о строительстве Угличской ГРЭС в рамках реализации плана «Большая Волга». Страна должна была получить судоходную водную артерию и мегаватты электроэнергии, необходимые для развития промышленности. К сожалению, обратной стороной этого проекта стало затопление огромной части прибрежной территории, в результате под водой оказались города, села, леса и поля, а тысячи людей стали вынужденными переселенцами. Навсегда исчезли с лица земли многие русские памятники и святыни. Печальная участь постигла и многие строения Белого Городка, под водой остались останки земляного вала и части крепостной стены, возведенные в XꓲV веке.

В 1939 году было одобрено возведение Белогородского судостроительного завода. Для выполнения работ сюда свезли свыше 500 заключенных, которых частично разместили в церкви во имя Иерусалимской иконы Божией матери.

Из-за Великой Отечественной войны строительство завода было завершено только в 1948 году и он вошел в состав Московского речного пароходства. Верфь обслуживала буксирный и грузовой флот, на ней закладывались до 7 различных типов судов в год, численность работников предприятия достигала 2500 человек.

А церковь, тем временем, была приспособлена под зерновой склад, позднее там был молокозавод, в трапезной организован клуб для просмотра фильмов и танцев. А перед пожаром, который произошел там в 1970-х годах, в храме устроили хранилище стеклотары.

С тех пор здание церкви не использовалось до момента ее передачи Русской Православной Церкви в 1989 году. Инициаторами восстановления были собраны денежные средства, организованы субботники и начались реставрационные работы. Первый молебен после начала реконструкции состоялся 7 января 1990 года. Жительницы Белого Городка Евдокия Тарасова и ее дочь Клавдия Захарова преподнесли в дар храму список образа Иерусалимской иконы Божией матери, который хранился у них долгие годы.

Жизнь продолжается…

На сегодняшний храм полностью восстановлен и открыт для посещений.

Что касается судоверфи Белого Городка, то в 90-е перестроечные годы объем заказов на заводе резко сократился, произошли массовые увольнения, были попытки сменить профиль работы на производство гаражей, металлоконструкций и мебели. Предприятие практически стало банкротом, однако в середине нулевых годов на нем сменился собственник и работа потихоньку стала налаживаться.

В настоящее время в Белом Городке проживает чуть больше 2 тысяч человек.

Красивейшее место на слиянии рек завораживает любителей путешествовать по старым русским городам и позволяет ощутить незабываемую атмосферу нетронутой провинциальности, которую еще можно встретить всего в часе езды от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому шоссе.

 

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас