12.12.2022

История рядом: Калязин

В 70 км от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому направлению, находится Калязин, старинный русский город, повторивший судьбу мифической Атлантиды.

Впервые упоминание о поселении на месте современного Калязина было в одной из летописей XІІ века, когда в устье реки Жабня, впадающей в Волгу, был построен Николо-Жабенский монастырь, названный в честь святого Николая Мирликийского - покровителя рыбаков и моряков на Руси.  В 1339 году неподалеку от монастяря была воздвигнута крепость Святославле Поле, охраняющая восточные рубежи Тверского княжества.

Развитие поселения начинается с закладки в 1434 году Свято-Троицкого Макарьева монастыря на левом берегу Волги.  Его основателем является житель Твери Матвей Кожин, принявший постриг под именем Макарий в Клобуковом монастыре города Кашин. Макарий вместе с другими иноками поселился в этих местах для новой подвижнической жизни, соорудив деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Земля под монастырь была пожертвована боярином Иваном по прозвище Коляга. Изначально, когда братия поселилась рядом с ним, Коляга искоса смотрел на иноков и даже замыслил убить Макария, опасаясь, что тот приберет к своим рукам боярские земли для обители. Божья кара постигла Калягу, он потерял семью, а сам тяжело заболел. Раскаявшись в своих греховных замыслах и придя к Макарию на исповедь, Калягя был прощен преподобным, передал ему все свое состояние и сам стал монахом. Прозвище боярина (предположительно калека или болтун) могло стать источником названия поселения близ монастыря, а в последствии и города Калязин.

Монастырь быстро развивался и приобрел популярность среди новгородских и тверских купцов как торговый опорный пункт, в 1466 году здесь останавливался русский купец и путешественник Афанасий Никитин, первый среди европейцев добравшийся до берегов Индии.

Макарий прожил до глубокой старости, скончался в возрасте 83 лет и в 1483 году был захоронен в храме Живоначальной Троицы.

В XVІ веке удельный князь Юрий Владимирович Дмитровский привлек на свои средства ростовских мастеров для строительства Троицкого собора, теплой церкви и трапезной на месте обветшалого к тому времени храма Живоначальной Троицы. Сооружения были выполнены в камне и сохранились вплоть до последних дней существования монастыря. Во время строительства был обнаружен гроб с нетленным телом основателя монастыря, прикосновение к которому стало приносить исцеление больным людям.

Весть о чудотворных мощах Макария, которые были установлены в новом Троицком соборе монастыря, дошла до великого московского князя и митрополита, а в 1547 году Московский Собор постановил праздновать во всех церквях Руси дни памяти преподобного Макария.

В 1544 и 1553 годах царь Иоанн Васильевич Грозный дважды посещал Троицкий монастырь, присоединив к нему село Городище со всеми деревнями и пустошами. В 1599 году Борис Годунов, будучи в монастыре с женой и детьми, передал храму в качестве дара богатую серебряную раку для мощей преподобного Макария.

В 1609 году стены Троицкого Макарьева монастыря стали местом формирования армии под предводительством Михаила Васильевича Скопина-Шуйского для сражений против войск Лжедмитрия II и польско-литовских захватчиков в период Великой Смуты.

Михаил Скопин-Шуйский являлся четвероюродным племянником боярина Василия Ивановича Шуйского, ставшего в 1606 году во главе русского престола. В двадцатилетнем возрасте он был назначен воеводой, успешно руководил многими военными операциями и снискал всеобщее уважение среди войск, на тот момент за его плечами было множество ярких побед и успешные переговоры со шведским королем.

По приказу Скопина-Шуйского из Калязина были посланы гонцы в ближайшие города и селения для привлечения воинов в ряды своей армии. Подкрепление приходило из Ярославля, Костромы и других городов, создавалось ополчение из крестьян. Воеводе удалось собрать двадцатитысячное войско, которому противостояла аналогичная по количеству объединенная армия гетмана Яна Сапеги, состоявшая из поляков, литовцев, донских и запорожских казаков. В ходе семичасовой Калязинской битвы он обратил войска шляхтичей в бегство и отправился на освобождение Троице-Сергиева монастыря. Вскоре Михаил Скопин-Шуйский успешно справился с освобождением Москвы и стал настолько любим и почитаем на Руси, что многие местные правители открыто призывали его стать царем и даже засылали послов с грамотами с таким прошением. Молодой воевода оставался верен своему дяде Василию Шуйскому, однако такая верность стоила ему жизни: в возрасте 23 лет он был отравлен предположительно по приказу царя из-за зависти и опасения за трон. Похоронен Скопин-Шуйский в Архангельском соборе Московского Кремля.

В 2009 году в честь 400-летия Калязинской битвы на территории Вознесенской церкви Калязина был установлен памятник полководцу и освободителю городов российских Михаилу Скопину-Шуйскому работы скульпторов Антонова и Комлева.

А в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь все же был захвачен и разграблен польско-литовскими казаками под предводителем пана Лисовского, так называемыми «лисовчиками». Все защитники монастыря во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым погибли, а подаренную Борисом Годуновым серебряную раку преподобного Макария оккупанты разрубили на части и увезли с собой. К счастью, выброшенные поляками мощи Макария удалось найти среди пепелища и сохранить в целостности.

К концу XVІІ века монастырь был не только восстановлен, но и приобрел очертания настоящей крепости. Вокруг обители были воздвигнуты 10-аршинные кирпичные стены, сделаны оружейные и пороховые палаты. Наряду с этим поселения вокруг монастыря были объединены и стали именоваться Калязинской слободой.

Деньги на восстановление монастыря выделялись лично первым царем из династии Романовых Михаилом Федоровичем, который не только финансировал работы, но и вникал во все проблемы и нужды монашеской братии.

В 1654 году, во время самой крупной эпидемии чумы 17 столетия, Троицкий Макарьев монастырь приютил в своих стенах супругу царя Алексея Михайловича царицу Марию Ильиничну вместе со всем своим двором и патриархом Никоном. В знак благодарности царица добилась присвоения монастырю степени архимандрии.

На протяжении столетий Свято-Троицкий Макарьев монастырь посещали патриархи, русские цари и императоры. Помимо ранее упомянутых Ивана Грозного, Бориса Годунова и Михаила Федоровича, в калязинский монастырь поклониться мощам святого Макария приезжали Петр І во время своих «потешных» походов, Екатерина ІІ, Александр ІІ, патриархи Филарет и Алексей Михайлович.

Не менее интересна история старейшего Николо-Жабенского монастыря, который основали новгородцы еще в XІІ веке. Мужской монастырь несколько раз сжигался и восстанавливался после татаро-монгольских нашествий в XІІІ веке, а с возникновением Свято-Троицкого Макарьева монастыря в XV веке и вовсе прекратил существование. Территория вокруг собора потихоньку застраивалась и становилась центром будущего города. На месте мужского монастыря в 1694 году воздвигли Николаевский (Никольский) собор, древнюю церковь во имя Николая Чудотворца выстроили в камне. В середине XVІІІ столетия к церкви были пристроены новые приделы во имя Сергия Радонежского и Дмитрия Ростовского, которые располагались практически на береговой линии реки Волга, а в конце столетия была сооружена колокольня предположительно по проекту зодчего С.И. Чевакинского в стиле классицизма, ставшая символом и памятником истории современного Калязина. Пятиярусная колокольня Николаевского собора строилась мастерами калязинского помещика В.Ф. Ушакова шесть лет вплоть до 1800 года, имела высоту 74,5 метра и насчитывала 12 колоколов, самый большой из которых весом 1038 пудов был отлит в 1895 году в честь восхождения на престол последнего императора Николая ІІ.

В XIX столетии Николаевский собор посещали будущие императоры Александр ІІ и Александр ІІІ, в также великий князь Владимир Александрович.

В XVІІІ-XІX веках формируется городской облик Калязина. Облагораживается набережная Волги, пленными турками высаживаются деревья, создавая уютный городской сад, застраиваются улицы Московская, Тверская, Никольская.

В 1775 году императрица Екатерина ІІ присвоила Калязину статус уездного города.

Благодаря судоходству по Волге стала бурно развиваться торговля и ремесленный промысел. Дважды в год в Калязине устраивались ярмарки, куда съезжались купцы из многих городов России.  К концу XІX века численность городского населения составляла чуть более 8 тысяч человек.

На начало XX века в городе и окрестностях насчитывалось 126 артелей, на которых работали около 25 тысяч человек. Визитной карточкой Калязина являлся кружевной промысел, где трудились до 800 работниц уезда. Хоть кружева не обладали высоким качеством, но за счет дешевизны продукции объем продаж был на самом высоком уровне. Кроме того, в Калязине работало 2 вино-водочных и 5 крахмальных заводов, маслобойня, мыловаренный завод, 2 свечные мастерские.

После октябрьской революции 1917 года жизнь города изменилась. К великому сожалению, 07 февраля 1919 уездный ЧК большевиков вскрыл раки с мощами преподобного Макария.

Вскоре Макарьев монастырь прекратил свое существование. На его территории организовали детскую колонию и школу коммунистической молодежи, а позднее здания отдали под дом отдыха Московского электролампового завода.

Благодаря местному жителю Ивану Федоровичу Никольскому в трапезной монастыря был открыт Калязинский краеведческий музей, в котором нашли место многие монашеские предметы и святыни, в том числе мощи преподобного Макария, простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие также святому иноку.

После уничтожения Макарьева Монастыря краеведческий музей перенесли в здание калязинской Богоявленской церкви, где он существует и по сей день.

По настоянию Русской православной церкви раку с мощами святого Макария в 1988 году передали на хранение в собор Белой Троицы в городе Твери, а 14 июня 2012 года в рамках Волжского крестного хода, мощи преподобного Макария были торжественно перенесены в храм Вознесения Господня в Калязин.

Поворотным событием в истории Калязина стал 1935 год, когда Совнарком СССР принял решение о строительстве Угличского и Рыбинского Верхневолжских гидроузлов. Советское правительство поставило перед собой задачу получить дешевое электричество, с одной стороны, и увеличить судоходный потенциал Волги, с другой стороны. Такой масштабный проект реализовался впервые в мировой практике. Доказать всему миру неограниченные возможности молодого коммунистического государства было делом принципа и план стали воплощать в жизнь. Предполагалось затопление небольшой прибрежной территории, но впоследствии мощность ГЭС решили значительно повысить, что привело к увеличению зоны затопления вдвое больше по сравнению с начальным планом. В результате строительства Угличской плотины, которая перекрыла Волгу, под водой оказались семь городов, села, пашни, леса, древние храмы и монастыри, тысячи людей стали вынужденными переселенцами.  Две трети города Калязин оказалось под водой, в том числе 530 сооружений, среди которых вся Волжская набережная с ее богатыми домами калязинского купечества. Троицкий Макарьев монастырь и Николаевский собор разобрали на материал, который перевезли на баржах в зону строительства ГЭС. Некоторые фрески и каменные украшения из монастыря спасли и передали на хранение в московский архитектурный музей им. Щусева. Портал Троицкого собора переместили в Москву и замуровали в стену Донского монастыря.  Колокольня Никольского собора уцелела только потому, что ее изначально планировали использовать как маяк для волжских судов. В 1939 году, когда с колокольни снимали самый большой колокол, не выдержали подпорки и колокол сорвался вниз, упав в подвал. Доставать его не стали и позже он оказался под водой. Существует легенда, что затонувший колокол издает гул. Накануне войны в июне 1941 года люди услышали, как будто в колокол ударили. И такое повторилось еще не раз: в апреле 1945 года накануне битвы за Берлин, в августе 1945 года перед бомбежками Хиросимы и Нагасаки, в октябре 1948 года незадолго до страшного землетрясения в Ашхабаде и в декабре 1979 года перед началом Афганской войны. Местные люди говорят, что колокол предупреждает и наступлении трагических событий и желают, чтобы этот звон больше никогда не был бы услышан.

В 2021 году колокольня была отреставрирована и открыта для посещения.

 В 2008-м году в самом начале улицы Карла Маркса воздвигли памятник Макарию Калязинскому, ставший украшением и одним из символов Калязина.

Еще одной достопримечательностью Калязина является современный комплекс деревянных сооружений, именуемый как «Усадьба бабы Яги». Это творение было создано руками местного жителя и вызывает огромный интерес у туристов.

В 1984 году в СССР вышел двухсерийный фильм «Берег», в котором режиссеры Алов и Наумов сняли сцены затопленной колокольни Николаевского собора, усилив мрачный эффект бутафориями в виде разрушенных церковных куполов.

Земельные участки по Ярославскому шоссе в поселке «Дубровский лес» находятся в часе езды на личном транспорте от древнего русского города Калязин, что дает жителям и гостям поселка возможность комфортного помещения исторических мест, связанных с богатейшей историей нашей страны.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас