07.06.2016

Абрамцево – колыбель русской пейзажной живописи

Небольшая усадьба русского писателя С.Т. Аксакова Абрамцево с 1843 года стала считаться обителью русской культуры. Здесь собирались литераторы, музыканты, живописцы, которые работали, отдыхали и дискутировали в условиях заповедно чистой и прекрасной природы. Позже, в 1870 году поместье перешло в собственность молодого промышленника-мецената Саввы Мамонтова, который не только сохранил, но и приумножил устоявшиеся культурные традиции.

Мост в Абрамцево (Илья Репин)

Мост в Абрамцево (Илья Репин)

Огромный парк вокруг усадьбы не имел ограждений и был естественным продолжением окружающей природы. В этом уединенном месте восстанавливали моральный дух и черпали вдохновение писатели, художники, певцы, композиторы, артисты и другие творческие личности.

Русский модерн

В конце XIX века образовывается так называемый мамонтовский художественный кружок, в который вошли Н.В. Неврев, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие именитые мастера своего дела. Созданное общество не ограничивалось сводами правил или уставами, однако преследовало четкую цель: опираясь на лучшие традиции русского творчества, вдохнуть новую жизнь в национальное искусство.

В Абрамцевском парке (Остроухов И.С.)

В Абрамцевском парке (Остроухов И.С.)

У Мамонтова было чутье на талантливых людей. Он первый разглядел и оценил масштабы гения Васнецова, Врубеля еще тогда, когда для большинства их творчество оставалось непонятным и, следовательно, ненужным.

Духовная атмосфера усадьбы Абрамцево способствовала реализации принципа о красоте пользы и о пользе красоты. Художественная интеллигенция считала своим долгом объединить черты народного искусства и крестьянского идеала, о которых в то время много писали и говорили.

Все участники кружка много и усердно работали – рисовали, ставили спектакли, участвовали в интересных архитектурных замыслах, пробовали свои силы в кустарных керамических, столярно-резчицких мастерских. В результате сформировался неорусский художественный стиль – модерн, открывший очарование русской природы и обаятельность русской души.

На лодке в Абрамцево (Поленов В.Д.)

На лодке в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Пейзажи и пейзажисты

Деревенские пейзажи дышали свежескошенной травой, обнимали тишиной и безмятежностью, благотворными каплями дождя проливали в душу покой и умиротворение. Это воодушевляло на созидание шедевров - и маститых мэтров, и совсем молодых мастеров. Поленов, Репин, Остроухов, Нестеров и другие с фотографической точностью навек запечатлели в своих полотнах живописные места усадьбы Мамонтовых в разные времена года.

Березовая аллея, водоемы, отдаленные окрестности поместья послужили мотивом для сотен лирических этюдов и пейзажей. Созидательная обстановка Абрамцево придавала им невероятно эмоциональное звучание, которое сопутствовало свободе выражения художника как личности, его новаторским экспериментам или сиюминутному настроению.

Одним из самых активных деятелей художественного кружка был Илья Репин, который искренне считал Абрамцево идеальным местом для дачи и своего творчества. Слишком деятельному и легко возбуждающемуся Репину обычно не хватало усидчивости и терпения, чтобы передать самобытность природы в этюде, но здесь он менялся до неузнаваемости. Его просветленные пейзажи абрамцевского периода весьма поэтичны, созерцательны и трогательны.

Осень в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Осень в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Картина Василия Поленова «Осень в Абрамцево» с изображением тихой лесной речушки словно пропитана невысказанной грустью художника, недавно потерявшего сына и нашедшего отклик своим душевным переживаниям в светлой печали увядающей природы.

Илья Остроухов был до беспамятства влюблен в осенний пейзаж. Только он оказался способен передать красками идиллическую картину парка бархатного сезона: усеянные пышным слоем золотисто-багряной листвы скамейки и дорожки, пробивающаяся кое-где зелень травы, чернеющие ветки и яркий солнечный свет сентября. Неброская красота передана выразительными мазками, создающими у зрителя соответствующее настроение.

У всех «мамонтовцев» своя манера написания картин и свой взгляд на мир, но их объединяет одно – каждый взмах кистью напоен удивительной энергетикой здешних мест.

Летний пейзаж (И. Е. Репин)

Летний пейзаж (И. Е. Репин)

Современное Абрамцево

В настоящее время усадьба Мамонтова в Абрамцево представляет собой культурно-исторический комплекс, в который входит дом-музей, ухоженная территория большого парка с тихим прудом с осокой, извилистой речкой, много тенистых аллей, солнечных лужаек и пологих пригорков, хвойные и лиственные перелески.

Поселок «Дубровский лес» расположен недалеко от знаменитого поместья, прямо среди тех неповторимых подмосковных лесных ландшафтов, в которых черпали вдохновение лучшие русские пейзажисты 19-го века. Это позволяет владельцам дач не только навещать культурный заповедник в любое удобное время, но и ежедневно наслаждаться не менее очаровательными пейзажами прямо из окон собственного дома или на прогулке в сосново-березовом лесу, окружающем дачный массив с трех сторон.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас