В 35 км от дачного поселка Дубровский лес, где располагаются земельные участки по Ярославскому направлению, на холме, прозванным Святым, стоит величественный храмовый комплекс мужского монастыря Свято-Смоленская Зосимова пустынь.
Обитель по праву относится к объектам культурного наследия; ее стены, башни и церковные постройки считаются образцом эклектики в архитектуре второй половины XꓲX века, именуемом «русским», или «кирпичным» стилем.
Столетия назад это был холмистый берег небольшой речушки Молохчи на краю Владимирского Ополья с труднопроходимыми лесами. Историки полагают, что здесь находились уничтоженные польскими интервентами в Смутное время деревянные храмовые постройки. С годами холмистая поляна, которую в народе называли Ульяниной пустошью по имени прежней владелицы Ульяны Зворыкиной, покрылась растительностью и к 80-м годам XVꓲꓲ века здесь уже ничего не напоминало о том страшном периоде в летописи Руси. В ту пору посетил эту пустошь схимонах Зосима, который отправился из Троице-Сергиева монастыря в поиске уединенного уголка для подвижничества и пустынножительства. С собой он нес икону Смоленской Божией Матери и остановившись у извилистой реки среди величественной тишины, прерываемой пением птиц, осознал, что это место навеки даровано ему свыше.
Он обосновал здесь скит и к нему потянулась монахи; возникли строения с кельями и огородами, где трудилась немногочисленная церковная братия. К Зосиму приходили и богомольцы, среди которых были также знатные люди. Старца глубоко почитала родная сестра императора Петра ꓲ Наталья Алексеевна, внесшая немалую лепту в строительство часовни на территории пустыни.
Старец умер в начале XVꓲꓲꓲ века и был погребен около часовни, а на его могиле поставили памятник из белого камня. После этого обитель прекращает свое существование, а ученики и последователи Зосимы, жившие с ним в монастыре, разбрелись кто куда.
В 1728 году пустынь была восстановлена стараниями иеромонаха Иоакима и просуществовала до 1764 года, когда монастырские постройки причислили к приходской церкви села Никульское (в тот год Екатериной ꓲꓲ был издан указ о секуляризации церковных земель). Но несмотря на это сотни паломников продолжали приходить на могилу Зосимы, где проводились панихиды по старцу. Такое течение событий не нравилось местному помещику Тимонову, земли которого примыкали к пустыне. Дело в том, что многочисленные верующие, идущие к последнему пристанищу основателя монастыря, топтали траву и не давали землевладельцу проводить ее скашивание. Тимонов распорядился демонтировать памятник Зосимы, топором стесать с него надпись и переместить его вместе с образами из часовни в село Слотино. Здание часовни Тимонов превратил в хлев, куда поселил домашних птиц и свиней. И каково же было его удивление, когда на следующее наутро все звери в часовне оказались мертвыми. А вскоре после такого происшествия скончался и сам помещик. Так описывал этот случай, произошедший в 1798 году, старец Симеон Ермолаев, собиравший сведения о Зосиме в середине XꓲX века.
Вскоре часовня, построенная на средства Натальи Алексеевны, полностью разрушилась, а о могиле старца напоминал лишь простой деревянный крест, к которому приходили поклониться жители округи.
В 1848 году, благодаря вдове александровского купца Баранова, в пустыне заново отстраивается деревянная часовня. Спустя восемнадцать лет помещица Г.И. Неттель, владеющая земельным наделом с часовней и могилой Зосимы, оформляет дарственную на этот участок Троице-Сергиевой Лавре. Ее примеру последовали другие землевладельцы и вскоре общая площадь подаренной земли под возрождающийся храм достигла десять десятин (примерно 10 Га).
В 1889 году над могилой старца на деньги купца Д.М. Шапошникова строится каменный храм, освященный в честь когда-то принесенной сюда Зосимом иконы Смоленской Божией Матери, а год спустя рядом возводится корпус для монашеской братии.
Поворотным событием в жизни пустыни стал 1891 год, когда наместником Троице-Сергиевой Лавры был назначен архимандрит Павел (Глебов). Посетив обитель, он был сильно разочарован увиденным: не было ограждения, внутри строений сырость и теснота, половое покрытие отсутствовало. Отстояв панихиду у могилы старца, архимандрит твердо решил сделать пустынь местом притяжения верующих людей не только с точки зрения духовности, но и с точки зрения зодчества и величия храмовых построек.
Павел немедленно взялся за организацию строительства кирпичного братского корпуса, нашел благотворителя, который пожертвовал немалые деньги на возведение нового соборного храма.
В 1897 году настоятелем в Зосимову пустынь назначается насельник лаврского Гефсиманского скита иеромонах, впоследствии схиигумен, Герман (Гомзин). Он привел с собой несколько послушников, которые с энтузиазмом взялись за дело. К 1910 году общее число священнослужителей в обители достигло ста человек, среди которых было 14 иеромонахов. Братия и добровольно помогавшие ей трудники не только усердно молились и писали иконы, но и занимались ремеслом на благо монастыря: пекли хлеб и просфоры, выполняли столярные, токарные и кузнечные работы, выращивали домашний скот, шили одежды, лудили посуду. Архитектура храмового ансамбля была доведена до совершенства, превратив Зосимову пустынь в одну их известных российских святынь. Она как бы приняла эстафету духовности от Оптины (мужской монастырь, расположенный в Калужской области), где в то время один за другим уходили из жизни столпы русского старчества, получив неофициальное наречение Северная Оптина.
Обитель посещали видные деятели русской православной церкви и представители известных аристократических фамилий. Здесь побывали русский философ Сергей Булгаков, богослов, ученый и поэт Павел Флоренский, социолог, представитель русского экзистенциализма и персонализма Николай Бердяев, чиновник министерства юстиции высокого ранга С. Е. Кожухов, впоследствии ставший монахом в пустыне.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга Московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, после его гибели в 1905 году от рук террористов приняла схиму и наставление в Зосимовой пустыни от старца Алексия. Позже Елизавета Федоровна на собственные деньги организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель и вела праведную жизнь до самой мученической смерти, которую ей уготовила судьба вместе с ближайшими родственниками царской семьи в 1918 году в шахте города Алапаевска.
С приходом советской власти обитель превратили в сельскохозяйственную артель. В январе 1923 года умирает схиигумен Герман, а в сентябре того же года монахов и насельников принудительно выселяют из пустыни, изъяв имеющиеся там ценности в пользу государства.
После этого строения монастыря использовали для размещения детского дома, а позже пустынь была полностью передана под воинскую часть. Корпуса обители стали общежитием для офицерских семей и детским садом, колокольню обезглавили и превратили в водонапорную башню, в Смоленском соборе устроили клуб.
Такая ситуация длилась вплоть до 1992 года, когда было принято решение передать пустынь Русской православной церкви. В тот год в монастыре поселилась небольшая часть братии, ей выделили помещения для проживания, а также половину храма для проведения богослужений. А войсковая часть пока продолжала свое существование в монастыре. Конфликт интересов произошел в тот момент, когда веселье в клубе для одних совпало с временем молитвы для других, в результате чего в качестве доказательной базы своей правоты стороны применили кулаки. Как не удивительно, победа в противостоянии досталась монахам, среди которых были люди, прошедшие испытания в горячих точках. Понятное дело, виновники происшествия получили либо гауптвахту, либо епитимью, но с тех пор отношения между братией и военнослужащими наладились. Солдаты и офицеры стали активно принимать участие в жизни обители, помогали инокам в свободное время, в храме учились хоровому пению. Вокальное мастерство солдат достигло таких высот, что они начали выступления по стране и даже за рубежом, а позже из них были организованы Православный хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных Сил России «За Веру и Отечество». В народе войсковую часть стали называть православной.
На сегодняшний день солдаты полностью покинули обитель, оставив после себя монастырские строения и сооружения в плачевном состоянии. За прошедшие более ста лет с момента строительства кирпичная кладка храма, корпусов и ограждения никогда не ремонтировалась и теперь требует серьезной работы реставраторов.
В пустыне можно встретить ухоженного обладателя шикарной прически на хвосте.
Сейчас в монастыре работает музей, где можно ознакомиться с историей становления пустыни и различным ценными экспонатами, связанными с известными личностями, посещавшими обитель (здесь хранится небольшой образ, подаренный великой княгиней Елизаветой Федоровной, портреты сестры Петра ꓲ Наталии Алексеевны Романовой, глубоко почитавшей старца Зосиму), а также увидеть пример обустройства монашеской кельи.
Смоленская Зосимова пустынь, находящаяся всего в часе езды от дачного поселка Дубровский лес, где можно приобрести земельные участки по Ярославскому направлению, для большинства современников пока малоизвестный монастырь. Службы здесь проходят лишь по субботам и воскресеньям, а паломники приезжают не так часто. Но может быть поэтому здесь царит особая атмосфера спокойствия и уединения, которая уже давно утрачена большими городскими монастырями.
Божьим промыслом, а может по роковому стечению обстоятельств, обитель создавалась и возрождалась в непростые для Отечества времена, когда народ нуждался в правильных мудрых словах, укрепляющих веру, надежду и чистоту людских помыслов. Старец Зосим остановился на берегу Молохчи накануне глубочайших петровских реформ, сделавших Россию великой страной. Второй расцвет пустыни пришелся на преддверие русских революций, разрушившее вековые устои и завершившее 300-летнюю историю дома Романовых. Третий расцвет начался с распадом Советского Союза спустя семь десятилетий, как последний инок покинул келью. Хочется надеяться, что в скором времени Свято-Смоленская Зосимова пустынь вновь обретет свой величественный вид и станет настоящей жемчужиной православия.