08.03.2023

История рядом: Абрамцево

В 14 км от города Сергиев Посад и в 42 км от поселка Дубровский лес, где расположены земельные участки по Ярославскому шоссе, находится государственный литературный и историко-художественный музей-заповедник Абрамцево.

От слуг Иоанна Грозного до родственников фаворита императрицы

Первые упоминания о селе Абрамцево историки датируют XVꓲ веком. В ту пору согласно грамоте великого князя Московского Ивана ꓲꓲꓲ оно носило название деревня Обрамова.

В 1550 году Иван Грозный подписал указ, согласно которому «тысячам лучших слуг», состоявших из 1078 детей бояр, в окрестностях Москвы выделялись поместья для постоянного проживания. Один из таких «слуг», имя которого не известно, был первым обладателем селения, а в конце XVꓲ века оно перешло во владение к помещику Волынскому.

С 1727 года поместье покупает государственный и военный деятель, граф Федор Иванович Головин, двадцать лет отдавшему службе в русском флоте. Он обустраивает усадьбу, которая меняет название на Абрамково, строит барский дом, разбивает фруктовый сад и парк.

С 1979 года собственником усадьбы становится богатый помещик Ларион Васильевич Молчанов, при котором к дому был пристроен мезонин, в парке сделаны террасы и вырыт пруд у реки Воря. Жена хозяина Варвара для благозвучия меняет название усадьбы на Абрамцево.

В 1841 году усадьбу приобретает Василий Васильевич Неведомский, внебрачный сын Василия Николаевича Зубова - владельца Нескучного сада с Охотничьим домиком (сейчас там проходят съемки передачи «Что? Где? Когда?) и племянника последнего фаворита императрицы Екатерины ꓲꓲ Платона Зубова.

Через два года в 1843 году хозяином Абрамцево стал Сергей Тимофеевич Аксаков – русский писатель, литературный и театральный критик, чиновник и общественный деятель.

Аленький цветочек

Сергей Тимофеевич родился в 1791 году в Оренбургской губернии и происходил из старинного дворянского рода. В четыре года он уже свободно читал книги, а в пять лет выразительно пересказывал сказки «Тысяча и одна ночь». В пятнадцатилетнем возрасте закончил Казанский государственный университет, а с 1807 по 1812 годы жил в Санкт-Петербурге и Москве, совмещая чиновничью службу с литературным творчеством. Заведя знакомство с поэтом Гавриилом Романовичем Державиным, писателем Александром Семеновичем Шишковым, баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и посещая кружок «Беседы любителей русского слова», Аксаков становится убежденным славянофилом.

Следующие четырнадцать лет жизни Аксаков проводит в родной Оренбургской губернии. Свободно владея тремя иностранными языками (немецким, французским и английским), он увлекался переводами классической зарубежной литературы. В 1816 году Сергей Тимофеевич женился на Ольге Семеновне Заплатиной, отец которой был генералом, служившим под командованием Александра Суворова, а мать – турчанкой Игель-Сюма (была пленена в 1788 году войсками князя Потемкина при взятии крепости Очаков и отдана на воспитание в семью генерала Воинова, где получила имя Мария. По данным историков ее род велся от самого пророка Мохаммеда). В браке родилось одиннадцать детей, четверо из которых умерли в младенчестве, а еще один сын Михаил погиб в семнадцатилетнем возрасте.

В 1826 году Сергей Тимофеевич возвращается в Москву на государственную службу, в разные годы работая цензором, инспектором, а позже директором Константиновского межевого института. Но известность и всеобщее уважение Аксаков получил не на службе, а занимаясь театральной и литературной критикой. Его многочисленные письма и рецензии печатались в различных газетах и журналах, он встречался с А.С. Пушкиным, общность взглядов сблизила Сергея Тимофеевича с известным критиком и публицистом Виссарионом Григорьевичем Белинским, которого он поддерживал материально. На знаменитые «аксаковские субботы» в дом Сергея Тимофеевича приходили актеры Мочалов и Щепкин, журналист Надеждин, писатели Гоголь и Погодин, физик и астроном Павлов и многие другие известные люди того времени.

В конце 30-х годов здоровье Аксакова ухудшается, он оставляет государственную службу, а в 1843 году приобретает усадьбу Абрамцево, годы жизни в которой стали для него самыми плодотворными с творческой точки зрения. Это место стало настоящим раем для писателя, он любил русскую природу, был заядлым рыбаком и охотником.

Круг общения Сергея Тимофеевича был очень широк и усадьба со временем стала местом притяжения знаменитых художников, литераторов, ученых и артистов. В доме царила обстановка гостеприимства, беседы поддерживались на высочайшем интеллектуальном уровне, чему способствовали супруга хозяина и его дети. Помимо старых знакомых, с кем Аксаков встречался субботними московскими вечерами, он принимал в усадьбе Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Ивановича Тютчева и многих других знаменитостей.

Особое место в биографии Аксакова занимает его дружба с Николаем Васильевичем Гоголем. Гоголь довольно часто бывал в усадьбе Абрамцево, для него даже была выделена комната в мезонине, где тот трудился над вторым томом «Мертвых душ». Спозаранку Николай Васильевич прогуливался по парку, собирая грибы, и подкладывал их около тропинок, по которым ходил Аксаков. Позже хозяин дома, который уже очень плохо видел, подбирал эти грибы, восхищаясь такими находками вблизи дома и делал вид, что ничего не понимает.

 В последние годы жизни, находясь в усадьбе, Аксаков написал свои лучшие произведения «Ученье об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника», «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника». Сказка «Аленький цветочек», которую Аксаков с детства знал наизусть по рассказам служанки Пелагеи, стала самым известным и любимым сочинением писателя для большинства читателей. Сам он из-за болезни не мог держать перо, с его слов тексты записывала дочь Вера.

В 1859 году С.Т. Аксаков умирает, через год вслед за ним из жизни уходит его старший сын Константин и усадьба начала чахнуть.

Новая жизнь усадьбы Абрамцево началась с 1870 года, когда ее владельцем стал известный российский промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.

Савва Великолепный

Савва родился в 1841 году в сибирском городке Ялуторовске. Мамонтовы относились к купеческому сословию, в семье было шестеро детей и Савва был четвертым по счету.

В 1850 году семейство Мамонтовых переезжает в Москву. Савву отдают в гимназию, учеба в которой складывалась для него неважно и внимание урокам он уделял мало. Зато увлекся театральным искусством - не только регулярно посещая спектакли, но и анализируя их в своих дневниках.  Отец Саввы Иван Федорович был акционером компании, занимающейся строительством железной дороги Москва-Ярославль и он надеялся, что сын продолжит его дела. Мамонтов-старший также участвовал в разработке бакинских нефтяных месторождений и Савва отправляется туда после окончания университета для изучения азов предпринимательства в качестве стажера.

В 1863 году Савва Мамонтов едет в Милан, в Италии он занимается не только делами фирмы, но и берет уроки вокала в Миланской консерватории. Там же он повстречал свою будущею жену Елизавету Григорьевну Сапожникову, дочь купца первой гильдии, владеющего ткацкими фабриками.

Спустя два года молодые поженились и в их браке родились дети Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Нетрудно проследить, что из первых букв их имен складывается слово САВВА.

В 1872 году умирает Иван Федорович Мамонтов и Савве достается в наследство часть его немалого состояния, он становится директором, а позднее Председателем Правления АО Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Болезнь второго сына Андрея вынуждает Савву с семьей уехать в Европу с ее благоприятным для лечения климатом. Мамонтовы останавливаются в Риме и Париже, где Савва знакомится с молодым скульптором Марком Антокольским, художниками Ильей Репиным и Василием Поленовым, занимающихся поиском идеалов для своего творчества. Убедив живописцев, что только верность национальным, исконно русским народным образам поможет найти себя в искусстве, Савва рекомендовал им вернуться в Россию и в качестве рабочей мастерской предложил недавно купленное за 15 тысяч рублей имение Абрамцево.

Вернувшись домой Мамонтов серьезно взялся за обновление своего обветшалого подмосковного имущества. Выстраиваются оранжерея и подсобные хозяйственные постройки, чистится пруд, сооружается лодочная станция, проводится капитальный ремонт главного дома в усадьбе.

В 1873 году по проекту архитектора Гартмана строится большая художественная мастерская в русском силе.

Вслед за мастерской по чертежам архитектора Ропета возводится баня в виде деревянного флигеля, получившая второе название «Теремок».

Мамонтов лично следил за работами, а в свободное время упражнялся в вокале и занимался скульптурой. И когда строительство подошло к концу, усадьба распахнула свои двери для новых друзей предпринимателя. С наступлением теплых дней в Абрамцево приезжали известные художники М.А. Врубель, М.М. Антокольский, И.И. Левитан, И.Е. Репин, К.А. Коровин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов и другие творческие личности, которые размещались в помещениях усадьбы, либо снимали дачи неподалеку в Хотьково, Ахтырке или Репихово. Члены так называемого Абрамцевского кружка, лидером и идейным вдохновителем которого был, несомненно, Савва Мамонтов, увлеченно читали произведения Сергея Тимофеевича Аксакова, помять о котором бережно охранялась нынешним владельцем. Темами для разговоров и дискуссий друзей были литературные произведения различных писателей и поэтов, исторические трактаты и театральные постановки. Многие идеи для своих известных полотен рождались в головах художников именно после таких обсуждений.

Так картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была написана под впечатлением коллективного чтения членами кружка «Истории Малороссии», а холст «Василиса Мелентьева и Иван Грозный» был нарисован Николаем Невревым после обсуждения одноименной драмы А.Н. Островского.

Савва Иванович высоко ценил русское искусство и всячески поддерживал его представителей материально и духовно, за что получил почетное прозвище «Савва Великолепный» по аналогии с флорентийцем Лоренцо Медичи, который носил приставку Великолепный за покровительство наукам и художествам. Недаром произведения, созданные в Абрамцево, стали вершиной творчества для многих художников.

Особо стоит отметить Виктора Михайловича Васнецова, который впервые попал в усадьбу в 1879 году. Поначалу он снял дачу в соседней Ахтырке, где два года трудился над картинами по заказу Саввы Ивановича для помещения правления Донецкой железной дороги. В 1881 году Васнецов перебирается в «Яшкин дом» - небольшую дачу близ усадьбы, названной в честь Веры - дочери Мамонтова (Маленькую Веру в шутку звали Яшкой, а тот дом она называла своим. Дом до нашего времени не сохранился). Здесь художник создает свои самые известные полотна – «Аленушку» и «Богатырей».

Для «Аленушки» Васнецову позировала крестьянская девочка из Ахтырки, а основой пейзажа послужили абрамцевские пруды.

Специально для написания картины «Богатыри» к «Яшкиному дому» сделали пристройку, а по утрам приводили разных коней в качестве натуры. Образ Алеши Поповича был взят с сына Саввы Андрея.

В перерывах между написанием полотен Виктор Васнецов построил для детей поистине сказочное и фантастическое сооружение - «Избушку на курьих ножках», которое украшает территорию усадьбы по сей день.

Обсуждая традиции древнерусской архитектуры, у участников Абрамцевского кружка возникла идея постройки усадебной церкви на подобии древнего новгородского храма Спаса Нередицы. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором единодушно победу одержал вариант, предложенный В.М. Васнецовым: церковь смотрелась очень изящно и гармонично. Для оформления ее интерьера, с целью изучения лучших образцов русского народного творчества, художники посетили центры древней национальной культуры, в том числе Переславль-Залесский, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Ярославль. Отовсюду в усадьбу доставлялись деревянные резные изделия, старинные металлические подсвечники, ручки, лампады и прочий материал, который использовали для отделки церкви. Свою лепту в создание неповторимого образа и убранства храма внесли многие члены кружка: В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, Н.В. Неврев, В.М. Васнецов, сын Мамонтова Андрей и другие. Ими были написаны необычные иконы, в которых святые напоминают былинных богатырей, создан иконостас, выложен мозаичный цветок на полу, расписаны ниши в окнах.

Церковь торжественно осветили в 1872 году.

В 1891 умирает Андрей Мамонтов и рядом с церковью над его могилой возвели часовню. Автором проекта часовни был В.М. Васнецов.

Поистине родным Абрамцево стало для художника Валентина Серова, который первый раз побывал здесь в десятилетнем возрасте. Именно в усадьбе Саввы Ивановича им была написана картина «Девочка с персиками», жемчужина русской живописи, на которой изображена двенадцатилетняя дочь Мамонтова Вера.

Более ста картин, набросков и рисунков были созданы Серовым в Абрамцево, среди которых следует также отметить портрет С.И. Мамонтова и зимние пейзажи близ усадьбы.

С художником Василием Поленовым, потомственным дворянином, Мамонтов познакомился еще в Италии. Они крепко подружились и художник стал частым гостем в имении, создавая здесь свои известные полотна и этюды. Наиболее известны среди них «Верхний пруд в Абрамцеве», «В лодке», «Река Воря», «Березовая аллея».

Поленов возглавлял работы по сооружению усадебной церкви, в ней его руками был создан деревянный иконостас.

В Абрамцево Василий Поленов встретил свою любовь – Наталью Якунчикову, двоюродную сестру жены Мамонтова. В итоге Василий и Наталья стали первой четой, которые обвенчались в абрамцевской Церкви Спаса Нерукотворного.

 В 1882 году на территории усадьбы для супругов был построен дом, так называемая «Поленовская дача», которая служила мастерской для художника.

Илья Репин, как и Василий Поленов, впервые повстречал Савву Ивановича в Риме. По приезду в Россию он регулярно с женой и детьми приезжал в Абрамцево, где проживал в уже известном «Яшкином доме». Окружающая природа и деревенские пейзажи стали для Репина основой его знаменитых картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход в Курской губернии».

В Абрамцево он также пробует себя в скульптуре и пишет главную храмовую икону в усадебной церкви.

Художник Михаил Нестеров познакомился с Абрамцево в 1888 году и сразу был очарован местной красотою. Холмы, речка Воря, осенние дали навели на Михаила мысль о создании цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому. Натура первого и самого значительного полотна Нестерова «Видение отроку Варфаламею», ныне находящегося в Государственной Третьяковской галерее, была полностью взята из окружающих видов Абрамцево, а образ Варфоломея был написан с хрупкой местной деревенской девочки Маши.

Василий Иванович Суриков писал в Абрамцево портреты и пейзажи. В местном музее хранится его работа «Хотьковская дорога».

В 1893 году Исаак Ильич Левитан создает в усадьбе свою одну из самых больших работ, написанных акварелью, «Ранняя весна в Абрамцево».

Константин Алексеевич Коровин приехал в усадьбу Мамонтова по рекомендации своего учителя Василия Поленова. Здесь им были написаны картины, изображающие деревянные мосты и речку Воря, а также портрет старшего сына Мамонтова Сергея. Коровин писал декорации к спектаклям, которые ставил в усадьбе ее хозяин.

Михаил Александрович Врубель появился в Абрамцево в 1890 году и получает от Мамонтова множество заказов в виде картин, декораций и эскизов для строительства части своего московского дома. В стенах имения Саввы Ивановича им был написан знаменитый холст «Демон».  Благодаря наличию гончарной мастерской в усадьбе Врубель всерьез увлекся изготовлением керамики из обожжённой глины – майоликой. Здесь его руками созданы скульптуры и статуэтки, а также изразцы и плитки с изысканными цветочными орнаментами, которые украсили печи и камины в Абрамцево. Знаменитая скамья Врубеля, декорированная изразцами ручной работы, до сих пор является украшением имения.

Будучи увлеченным театральным искусством с юных лет, Мамонтов организовал в Абрамцево домашний театр, в котором активными участниками его спектаклей были члены Абрамцевского кружка. Поэтому гостями его усадьбы также были Станиславский, Шаляпин, Салина. И когда в 1885 году появилась юридическая возможность создания собственных театральных подмостков, Савва Иванович исполнил свою давнюю мечту и открывает первую Московскую частную русскую оперу, куда были приглашены дирижер Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин.

Увлечение оперой совпало с увлечением Мамонтова на личном фронте – его музой стала солистка театра Татьяна Любатович, из-за которой Савва Иванович ушел из семьи.

Конец эпохи великого мецената

В 1899 году случился крутой поворот в жизни Саввы Мамонтова. При строительстве железной дороги Вологда-Архангельск его обвинили в злоупотреблениях, связанных с изъятием денег из кассы для финансирования приобретенных Мамонтовым предприятий транспортно-промышленного комплекса. По некоторым данным инициатором обвинения был министр финансов С.Ю. Витте. На предприятиях Мамонтова прошли обыски, после чего он был помещен в Таганскую тюрьму, в которой провел шесть месяцев. Стоимость акций компаний, принадлежащих Савве Ивановичу, обвалилась и это привело к его банкротству и потере активов. Члены Абрамцевского кружка всеми силами пытались защитить своего друга; Валентин Серов, работавший в то время над портретом Николая ꓲꓲ, лично обращался к царю с просьбой о помиловании Саввы. В начале 1900 года Мамонтова отпускают из тюрьмы под домашний арест в ожидании суда. Речь знаменитого российского адвокат Федора Плевако, который представлял интересы Саввы Ивановича на судебном процессе, позволила квалифицировать действия Мамонтова как неумышленные. Мамонтов был освобождён от уголовной ответственности, однако с финансовой точки зрения он был фактически разорён. Все имущество Саввы Ивановича было распродано, от него отвернулась Татьяна Любатович. И только благодаря тому, что купчая на Абрамцево была оформлена на его жену Елизавету Григорьевну, усадьба осталась в распоряжении Мамонтовых.

Все попытки встать на ноги после этих событий для Саввы Мамонтова не увенчались успехом. В конце 1900 года он переехал в Москву в район Бутырской заставы, где до конца жизни занимался любимым гончарным делом на заводе «Абрамцево», основанном на базе художественной мастерской его имения.

Умер С.И. Мамонтов в 1918 году, пережив  своих сыновей Андрея (умер в 1897 году) и Сергея (умер в 1915 году), дочь Веру (умерла в 1907 году) и жену Елизавету Григорьевну (умерла в 1908 году). Могила Саввы Ивановича находится в Абрамцево на территории созданной им Церкви Спаса Нерукотворного.

От красного Октября до наших дней

После смерти Е.Г. Мамонтовой имущество усадьбы перешло к ее дочери Александре. После Октябрьской революции 1917 года она стала первой хранительницей организованного музея-усадьбы «Абрамцево», который был национализирован и получил охранную грамоту от нового советского правительства.

В 1932 году музей закрыли и на его месте организовали дом отдыха для работников искусств, где проводили время такие известные личности как Любовь Орлова, Григорий Александров, Тихон Хренников.

В 1938 году на базе дома отдыха был создан санаторий для работников начальной и средней школы. Напротив главного усадебного дома был построен лечебный корпус (в настоящее время там размещена экспозиция «Русские художники ХХ века в Абрамцево»).

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшей усадьбы размещался военный госпиталь, а художественные экспонаты переместили в Загорский музей.

В 1947 году Абрамцево передали в ведение Академии наук СССР. С этого момента часть усадьбы получила статус музея и сюда возвратили большую часть экспонатов из Загорска, а в другой части организовали санаторное лечение для своих работников. Хранителем музея стал сын Мамонтова Всеволод Саввич, первых посетителей музей-усадьба приняла в 1950 году.

В 1977 году музею была передана вся территория усадьбы, а в 1995 году Президент РФ Б.Н. Ельцин присвоил Абрамцево статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.

Сегодня Абрамцево – это зона познавательного и культурного отдыха, где предлагаются различные программы и экскурсии для посетителей всех возрастов.

Земельные участки по Ярославскому направлению в дачном поселке Дубровский лес находятся в окружении не только экологически чистых лесов, но и очень значимых, с точки зрения истории России, мест. Тому доказательство Усадьба Абрамцево, которая на протяжении ХꓲХ века была одном из центров русской культурной жизни и где побывали лучшие представители творческого цвета общества того времени.

Подобрать участок по параметрам
Подберите подходящий участок по цене, близости к лесу, спецпредложениям
Изучить генплан
Выберите лучший участок на генплане
Смотреть схему проезда
Как добраться до поселка
Позвоните нам:
+7 (499) 391-82-22
Задайте интересующие Вас вопросы прямо сейчас